Аннотации к рабочим программам

«Детство«. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Бабаева Т.И., Березина Т. А., Акулова О. В.
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». 
Данный вариант программы «Детство» полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) педагогической научной школы. Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. 
   
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. 
Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. 
   
«Цветные ладошки». Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. И.А. Лыкова
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей действительности, где человек руководствуется не только
  познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
 
 
Программа «Гармония». Авторский коллектив: К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан, М.А.Трубникова.
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание програм мы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. 
Оно включает все основные виды музыкальной дея тельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.
 
 

Технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Альтшуллер Г.С. Данная книга представляет собой систематизированное описание основных понятий, терминов, моделей и подходов ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ в изложении первого разработчика теории – Генриха Сауловича Альтшуллера. Книга, прежде всего, ориентирована на интересующихся ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ, а также на преподавателей этих дисциплин. (ссылка на сайт книги:  http://www.altshuller.ru/e-books/)

Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Автор: Гин С.И.
В пособии раскрыты основные понятия ТРИЗ — теории решения изобретательских задач.
Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Для педагогов дошкольных учреждений.
Программа развития речи дошкольников О.С. Ушаковой — доктора педагогических наук — рекомендована Министерством образования и науки. Используется в практике дошкольного образования около 20 лет. Содержит разделы: Теоретические основы, основные задачи развития речи дошкольников, развитие речи в разных возрастных группах, педагогические условия развития речи дошкольников. Программа полностью обеспечена методическими и дидактическими материалами: конспектами, рабочими тетрадями, диагностикой, наглядными пособиями.
Программа переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей дошкольного возраста в детском саду.
Дополнительная образовательная программа «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ!» О.А. Воронкевич
Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Основные принципы построения программы:
• системное строение природы;
• понятие «живое» как основа экологического образования;
• единство живой и неживой природы;
• приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
• единство человека и природы как основы экологического сознания.
В основе реализации данной программы лежит метод наглядного моделирования, разработанный кандидатом педагогических наук Н.Н.Кондратьевой. Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Системный подход к экологическому образованию дошкольников обеспечивается посредствам реализации 3-х блоков педагогического процесса:
• специально организованного обучения (совместное творчество педагога и ребёнка, стимулирующее познавательную и творческую активность детей, отвечающее требованиям педагогики сотрудничества);
• совместной деятельности взрослого с детьми (наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе);
• свободной самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
Повысить эффективность обучения детей в области экологического образования помогают рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию!», предназначенные для детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Задания рабочих тетрадей предусматривают дифференцированный подход к детям. Часть заданий направлена на индивидуальную работу взрослого с ребёнком.
   
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. Колесникова
Программа развития математических представлений у дошкольников
Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3—7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.
Задачи:
— раскрывать основные направления математического развития детей 3—7 лет;
— создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;
— вводить ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;  
— формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
— формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;
— способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
— развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);  
— учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);  
— формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
— воспитывать инициативность, самостоятельность;
— обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность
и разнообразие содержания Программы и форм ее усвоения;
— повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (шровой, познавательно-исследовательской, общения).
   

«Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова
Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст – от двух до семи лет.
Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
 
 

«Тропинка в экономику» А. Д. Шатова
Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет»
Цель пособия – помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь;
— понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей);
— воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;
— помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд–продукт–деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
— научить видеть красоту человеческого творения;
— сформировать базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.)

 
 

«СТУПЕНЬКА В ПРЕКРАСНОЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ
Возраст детей: 5-7 лет
Цель программы: содействие разностороннему развитию личности ребенка, духовно-нравственных качеств личности воспитанников, их творческих способностей и индивидуальности средствами хореографического искусства.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
1. Развивающие задачи:
— укреплять опорно – мышечный аппарат, формировать правильную осанку;
— развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию;
— развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память;
— развивать эмоциональное восприятие, эмоциональную отзывчивость, фантазию.
2. Обучающие задачи:
— осваивать простейшие танцевальные движения;
— осваивать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические композиции на базе проученных движений;
— приобретать навык эмоционального и образного исполнения хореографических композиций (танцев).
3. Воспитательные задачи:
— формировать художественный вкус;
— воспитывать понятие эстетики отношений в паре (мальчик — девочка);
— воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться поставленной цели;
— формировать интерес к хореографическому искусству;
— воспитывать патриотические чувства, знакомить с элементами различных национальных культур.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана на 2 года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры. В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
 
Программа патриотического воспитания дошкольников
«Я живу на Самарской земле» Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А /под ред. О.В. Дыбиной
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» призвана помочь педагогам дошкольных образовательных организаций реализовывать региональный компонент «Патриотическое воспитание» части, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа предназначена практическим работникам ДОО (2014).